Балановская Марина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории
Самообразование воспитателя на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Самообразование воспитателя Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» Подготовила: Балановская Марина Викторовна
Индивидуальный план воспитателя Балановской Марины Викторовны по теме Самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» на 2020-2022 учебный год
Пояснительная записка Нормативно-правовые документы 1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. N273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ) 2. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК 26012/05 за подписью заместителя министра образования А.А. Климова "О федеральных государственных образовательных стандартах" 5. Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" 6. Устав ДОУ. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно-эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Цели: — Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; — Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; — Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; — Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации. Задачи: — расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; — формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; — формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; — развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; — совершенствовать технические умения и навыки рисования; — воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:
1. Создание игровой ситуации. 2. Показ воспитателя. 3. Использование движения руки. 4. Сравнение двух техник. 5. Проговаривание последовательности работы. 6. Педагогическая диагностика. Действия, проводимый в процессе над темой:
- объяснение; - показ; - беседы; - просмотр картинок и готовых работ; - чтение стихов и загадок; - игры. Предполагаемый результат: - формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования; - владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; - умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования; - повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники. - повышение качества воспитательно-образовательного процесса; - разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям; - в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее. Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) Практическая деятельность Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) по теме «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования». Изучение ФГОС; Подбор и изучение литературы по теме; Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и города;
сообщение на педсовете. «Влияние традиционных техник рисования на художественно-эстетическое развитие дошкольников» (начальный этап) Практический Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса по художественно-эстетическому творчеству Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе. Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег; «Влияние традиционные техники рисования художественно-эстетическое развития дошкольников» - отчёт по теме на педсовете. «Влияние традиционные техники рисования художественно-эстетическое развития дошкольников» Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» Распространение опыта своей работы по теме «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» Задачи самообразования: Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке; Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов; Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками; Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками; Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности; Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу. Развитие в ребёнке чувства красоты, ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (детям, родителям и другим членам семьи, воспитателям и сотрудникам садика). Задачи педагога в своей работе: Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей; Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования; Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов; Применить полученные знания на практике; Изучить новинку литературы по данной проблеме; Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования. Стимулировать умственную и двигательную активность детей. Разработать модель взаимодействия с родителями.
План работы педагога по самообразованию на год (2020-2021 уч.год)
1. Подбор и изучение учебной, методической литературы. 2. Подбор материала и оборудования к занятиям. 3. «Как организовать рабочее место для детского творчества». Папка – передвижка. 4. Комплекс создание упражнений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Папка – передвижка. 5. Картотека игр для детей на развитие восприятие цвета для младшей группы 6. Физкультурные минутки для занятий по изобразительной деятельности. 7. Пополнение развивающей среды нетрадиционными материалами к занятиям по рисованию (губки, крышки, камушки, восковые мелки, коктейльные трубочки). 8. Создание альбома по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством. 9. Дидактические игры на развитие воображения дошкольников. 10. Консультация для педагогов: «Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования». 11. Дидактические игры и упражнения, для развития их творческих способностей у детей. 12. Консультация для педагогов: «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения». 13. Мастер-класс для педагогов «Рисование мыльными пузырями». 14. Открытое занятие по рисованию с применением нетрадиционной техники (манка) «Зимушка-зима» 15. Картотека игр на развитие мелкой моторики 16. Семинар-практикум «Ребенок в мире ИЗО» для педагогов 17. Проведение мастер-класса среди педагогов «Учимся рисовать необычные рисунки обычными предметами!» 18. Отчет по теме самообразования. Выступление на педагогическом совете
План работы педагога по самообразованию на год (2021 – 2022 уч.год) 1. Подбор и изучение учебной, методической литературы. 2. Подбор материала и оборудования к занятиям. 3. Опубликовать свои статьи на тему образование и воспитание в электронных СМИ. 4. Создание необходимой развивающей предметно - пространственной среды. Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий. Создание раздаточного материала, карточек, иллюстраций. 5. Консультация для педагогов и родителей «Использование различного материала в изодеятельности». 6. 10. Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями. 7. 11. Отчет по теме самообразования. Выступление на педагогическом совете 8. 12. Итоговая презентация «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет».
Актуальность:
И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле. В. Берестов
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными техниками — важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались, и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная, рисование витражными красками, пластилиновыми жгутиками. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно — логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия». Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Какой предполагается результат: Дети будут знать: • о разнообразии техник нетрадиционного рисования; • о свойствах и качествах различных материалов; • о технике безопасности во время работы. Дети будут уметь: • планировать свою работу; • договариваться между собой при выполнении коллективной работы; • анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей; • создавать индивидуальные работы; использовать различные техники и способы создания рисунков; • аккуратно и экономно использовать материалы. Форма предоставления результатов: Групповая и индивидуальная работа с детьми; выставки творческих работ в группе; мастер-классы с педагогами и родителями; консультации для педагогов и родителей; публикации на сайте ДОУ.
Перспективный план работы с детьми на 2021 – 2022 учебный год. (указать в конце года в отчете какая работа была сделала с детьми)
План взаимодействия с родителями 2021 – 2022 учебный год
Литература: 1 Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г. 2. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г. 3. И.А. Лыкова "Цветные ладошки" – М.,1996г. 4. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г. 5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010. 6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010. 7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2009. 9. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г. 10. «Воспитатель» - №5 2009 г. 11. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 12. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г. 13. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г. 14. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995. 15. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3-4 лет. – М., 2010. 16. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007. 17. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998. 18. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010. 19. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 20. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11. 21.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г. 22. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль, 1998 г. 9. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г. 23.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010. 24. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18. 25. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11 26. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2. 27. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9. 17 октября 2022 в 13:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.