Балановская Марина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 27»

Балановская М.В.

Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

· донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей

· развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению

· способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива. 

· повысить уровень мастерства педагогов.

Место проведения — музыкальный зал.

Оборудование: 3 стола, расставленных полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы.

Ход мастер-класса.

Ведущий. Уважаемые педагоги, рада приветствовать вас на нашей встрече.

Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности по рисованию на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования». Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности.

Для начала давайте попытаемся стать ближе друг другу.

Игра «Близкие люди».

- Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Когда я буду хлопать в ладоши — все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка — движение по залу продолжается. Если я зазвоню в колокольчик – все играющие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка — играющие двигаются. Если я засвищу в свисток – все играющие трутся спинами друг с другом.

Ведущий. Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь попробуем «объединиться».

Ведущий.

- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность — это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.

Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это — нетрадиционные изобразительные техники.

1 страничка нашего мастер-класса посвящена этому «волшебному» рецепту.

В.А. Сухомлинский говорил: 

«Ум ребенка — на кончике его пальцев».

Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».

Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!

То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал, и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.

Использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов.

• Развивает уверенность в своих силах.

• Развивает пространственное мышление.

• Учит детей свободно выражать свой замысел.

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

• Учит детей работать с разнообразным материалом.

• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

• Развивает мелкую моторику рук.

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Основные методы и приемы работы с нетрадиционными изобразительными материалами.

Частично-поисковый — основной метод работы с детьми при организации изодеятельности. Он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности — работа со схемами или моделирование, привлечение воображения и памяти.

Метод проблемного моделирования — направлен на активизацию творческого воображения, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Игры и игровые приемы — создают непринужденную обстановку.

Практическая часть мастер – класса.

Ведущий. А теперь я предлагаю вам немного расслабиться, поиграть и попутно узнать что-то полезное.

Поставить три стола полукругом.

Задание для 1 стола. (кросворд + работа).Пригласить 3-х коллег. 

Определить название дерева мы сможем, если разгадаем кроссворд. Вписываю фломастером слова по горизонтали в кроссворд, прикрепленный к мольберту.

1. Самая капризная краска (Акварель)

2. Представление о себе, своём образе. Осознание самого себя. Кто? (Я)

3. На чём чаще всего рисуют дети свои рисунки? (Бумага)

4. Инструмент для живописи, изготовленный из щетины или волосков животных (Кисть)

5. Человек, занимающийся изобразительным искусством(Художник)

6. Доска, на которой художник смешивает краски (Палитра)

Слово, полученное по вертикали– РЯБИНА.

Ведущий: Чем полезны ягоды рябины? Ответы:(из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от разных болезней. В зимнюю пору рябина-спасительница кормит птиц. Её плоды необычны по вкусу, они полезны и для человека). Рябина приносит большую пользу для здоровья человека.

Пригласить педагогов к 1 столу с оборудованием.

Попробуйте на листочке кисточкой нарисовать ягоды рябины. Педагоги рисуют, но ровными и круглыми получаются не все ягодки. А чем еще можно рисовать, что бы ягодки получились круглые, одного размера?

Ответы: Пальчиками или ватными палочками.

Педагоги пробуют на листочке рисовать пальчиками и палочками, по желанию.

Задание для 2 стола. Пригласить 4-х педагогов.

Ведущий: Я предлагаю вам взять по конвертику и посмотреть его содержимое (в конвертах находятся шаблоны цветов и бабочек). Мы сегодня отправляемся путешествовать в волшебную страну Рисования. А чтобы попасть в эту страну надо отгадать загадку. Слушайте внимательно:

Познакомимся, я – краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскраску я раскрашу,

А ещё – картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная ….(гуашь)

Вы отгадали загадку и попали в волшебную страну Рисования.

Но злой волшебник заколдовал всё в этой стране, и все предметы стали бесцветными.

С помощью разных нетрадиционных техник мы постараемся всё расколдовать. Вы поможете мне в этом?

С помощью техники тонирования губкой, целлофаном, монотипия, оттиск поролоном, пластиковой бутылкой педагоги делают бабочек, поляну, цветы. Полученные изображения оформляют в общий коллаж.

Ведущий: А, вот и прекрасная страна, она встречает нас яркими красками, ароматом цветов, зеленью лугов, жужжанием и порханием бабочек.

Задание для 3 стола. Пригласить 4-х коллег.

Ведущий: На столе находятся 2 конверта. В одном конверте загадки. Вам необходимо их разгадать. (приложение 1). А во втором конверте -  отгадать каким нетрадиционным способом рисования, каким методом будут рисовать свои работы. (Рисуют кошку методом жесткой кисточки).

Задание во втором конверте: Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ответы: Метод рисования жесткой полусухой кистью.

Все в конце своих работ показывают, что у них получилось.

Рефлексия.

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в чудесную страну Рисования. Я предлагаю вам вырастить цветок нашего настроения. Перед каждым из вас лежат разноцветные лепестки этого цветка. Выберите себе тот лепесток, цвет которого, соответствует вашему нынешнему душевному состоянию.

 Я – серединка нашего цветка и поделилась с вами своими знаниями о нетрадиционных техниках рисования и отдала вам частичку своей души.

Я очень благодарна вам за вашу помощь. Надеюсь, что всё волшебное, тёплое и полезное вы унесёте с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.

Дерзайте, рисуйте, смелее творите,

А самое главное – деток учите!

- Всего вам доброго. До новых встреч!

Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

17 октября 2022 в 11:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.